Симфонический оркестр Мариинского театра

Симфонический оркестр Мариинского театра — один из старейших в России. Восходящий к первому оркестру Санкт-Петербургской Императорской оперы, он имеет более чем двухвековую историю. «Золотой век» оркестра начался со второй половины XIX века. Этот период связан с именем Эдуарда Францевича Направника. Направник более полувека (с 1863 по 1916 гг.) был единоличным художественным руководителем музыкантов Императорского театра. Во многом благодаря его усилиям оркестр к 80-м годам прошлого столетия прослыл одним из лучших в Европе. При Направнике и под его руководством в Мариинском театре сформировалась плеяда замечательных дирижеров: Феликс Блуменфельд, Эмиль Купер, Альберт Коутс, Николай Малько, Даниил Похитонов.

Мариинский оркестр неизменно привлекал к себе внимание выдающихся дирижеров. С ним выступали Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер, Петр Чайковскоий и Густав Малер, Сергей Рахманинов и Ян Сибелиус.

В советское время восприемниками Направника стали Владимир Дранишников, Арий Пазовский, Борис Хайкин. В Мариинском театре начинал свой путь в большое искусство Евгений Мравинский. В последние десятилетия славные традиции петербургско-ленинградской дирижерской школы продолжили в Кировском театре Эдуард Грикуров, Константин Симеонов, Юрий Темирканов и сменивший его в 1988 году на посту главного дирижера Валерий Гергиев.

Помимо опер (среди которых в первую очередь стоит назвать тетралогию «Кольцо нибелунга» и все — начиная с «Лоэнгрина» — оперы Вагнера, исполняемые на немецком языке; все оперы Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, большую часть оперного наследия Римского-Корсакова, Чайковского, обе авторские редакции «Бориса Годунова» Мусоргского, оперы Рихарда Штрауса, Леоша Яначека, Моцарта, Пуччини, Доницетти и др.) в репертуар оркестра вошли симфонические произведения и другие жанры филармонической музыки. Оркестром были исполнены все симфонии Прокофьева, Шостаковича, Малера, Бетховена, Реквиемы Моцарта, Верди и Тищенко, произведения Щедрина, Губайдулиной, Гии Канчели, Каретникова и многих других композиторов.

В последние годы оркестр Мариинского театра стал одним из лучших не только оперно-балетных, но и концертно-симфонических оркестров мира. Во главе с Валерием Гергиевым им проведена серия Променад-концертов, блистательные гастроли за рубежом. В 2008 году оркестр Мариинского театра по результатам опроса ведущих музыкальных критиков крупнейших изданий Америки, Азии и Европы вошел в список 20 лучших оркестров мира, опередив два других, представленных в этом рейтинге, российских оркестра. 

Искусство Валерия Гергиева востребовано во всем мире. Маэстро – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера. Его дирижерским дебютом в театре 12 января 1978 года стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир». В 1988 году Валерий Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, а в 1996 году – его художественным руководителем-директором (приняв руководство оркестром, оперной и балетной труппой).

С приходом Валерия Гергиева в театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В 1989 году прошел фестиваль, посвященный 150-летию Модеста Мусоргского, в 1990-м – 150-летию Петра Чайковского, в 1991-м – 100-летию Сергея Прокофьева, в 1994-м – 150-летию Николая Римского-Корсакова. В рамках таких фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся или вообще прежде не видевшие сцены сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке празднованием 100-летия Дмитрия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Петра Чайковского в 2015-м, 125-летия Сергея Прокофьева – в 2016-м.

Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Рихарда Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более 80 лет, в 1999-м возрожден «Лоэнгрин», а к 2003 целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение тетралогии на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008).

Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов.

Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. Среди проектов Валерия Гергиева, реализованных в Мариинском театре – организация медиавещания, проведение on-line трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009 начал свою работу лейбл «Мариинский», на котором к настоящему моменту вышло уже более 30 дисков, получивших признание критики и публики во всем мире.

Международная деятельность Валерия Гергиева не менее насыщенна и активна. Он работает со Всемирным оркестром мира (которым руководит с 1997 года, после кончины основателя коллектива – Георга Шолти), с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (сегодня он почетный дирижер этого коллектива), с 2007 по 2015 – Лондонского симфонического оркестра. С осени 2015 года маэстро возглавляет Мюнхенский филармонический оркестр.

Валерий Гергиев – основатель и руководитель престижных международных фестивалей, в числе которых «Звезды белых ночей» (c 1993), Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), «Гергиев-фестиваль» в Роттердаме, фестиваль в Миккели, «360 градусов» в Мюнхене. С 2011 он возглавляет оргкомитет международного конкурса имени П.И. Чайковского. Валерий Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе было возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Большом театре и на закрытии XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 года маэстро руководит Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступает с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре проходит ежегодный фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга.

Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями Народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом Александра Невского (2016), высокими государственными наградами Армении, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.

 

Наши партнеры