Барочный круг

21 марта

Как никогда ранее неслыханные материалы, поднятые из архивов, зазвучали на сцене Псковской областной филармонии.

Вы ещё не стали ценителем классической музыки? Это исключительно потому, что не решились приоткрыть окно в Россию. Именно так назывался концерт барочной музыки, который 19 марта в областной филармонии давал российский ансамбля «Солисты Екатерины Великой» в рамках 50-го Фестиваля русской музыки. От самого своего начала он был весьма неординарен. Самой ценной изюминкой этого вечера, помимо, собственно, уникальной барокковой музыки, стало живое общение скрипача ансамбля Андрея Пенюгина с публикой. В таком прочтении даже самая древняя классика становится не просто понятной, а увлекательной. А для тех, кто очень хотел, но так и не смог побывать на этом эксклюзивном концерте, мы  поделимся самыми вкусными сюжетами вечера барочной музыки. 

Путешествие во времени

Свершилось – концерт «Окно в Россию» в исполнении ансамбля "Солисты Екатерины Великой" прозвучал на сцене областной филармонии! Он познакомил публику с забытыми страницами российской истории и открыл неизвестные музыкальные партитуры широкому слушателю. И нам, конечно, стоит поблагодарить музыкантов за то, что они возвращают именам незаслуженно забытых композиторов их подлинное значение в истории музыки. Ведь каждому концерту предшествует кропотливая исследовательская работа в архивах в поисках музыкальных сокровищ эпохи русского барокко. На сцене  в этот вечер с нами были  Вера Чеканова (сопрано), Андрей Пенюгин (барочная скрипка), Юлия Гайколова (барочная скрипка), Марина Куперман (барочный альт), Варвара Касторская (барочная виолончель) и Ирина Шнеерова (клавесин).  Для собравшихся прозвучали музыкальные композиции Франческо Арайя, Доменико Далольо, Джузеппе Сарти, Ивана Юнкина и псковича Николая Яхонтова. 

- Русская музыка совершенно не та, которую мы все знаем и к которой привыкли. Дело в том, что все, особенно, кто учился в музыкальной школе, знают, что русская музыка началась с Глинки. При этом опускается вся церковная музыка, которая является ровесницей вашего города, и как минимум еще сотня лет музыки светской, инструментальной. Именно такой музыкой мы и занимаемся. Мы достаём её из архивов, стараемся её оживить и представить публике, - подчеркнул Андрей Пенюгин, открывая концерт. 


Также он отметил, что они не делят музыку на сочинения русских композиторов и сочинения иностранцев, которые работали в России. 

- Наш концерт называется «Окно в Россию» еще и потому, что идея такого названия пришла, когда началась пандемия. И россияне, особенно жители больших городов, неожиданно обнаружили, что можно отдыхать на своей родине. Узнали, что оказывается, Россия прекрасная страна, в ней много удивительных городов, замечательная природа и очень много памятников. И мы придумали программу, которая напоминает такое путешествие по России, только путешествие в музыкальном времени. К сожалению, в одну программу, все уместить не удается никак. Поэтому у нас даже не окно в Россию, а такое окошечко, примерно как в Поганкиных палах. И через это окошечко мы с вами посмотрим на музыкальную жизнь XVIII века.

Открыла концерт симфония Доменико Далольо «Русская симфония», которую за последние два столетия музыканты ансамбля впервые исполнили только в прошлом году. С именем Далольо у коллектива,  оказалось, многое связано.

- Дело в том, что скрипка, на которой я играю, изготовлена его отцом в 1748 году. Попала она ко мне интересным путем. Несколько лет назад мы играли концерт в Донецкой филармонии, после которого к нам подошел пожилой скрипач, у которого была скрипка Далольо. И мы ее приобрели. И теперь на этой скрипке звучит музыка сына человека, который её сотворил, – поведал Андрей Пенюгин.

Стоит также подчеркнуть, что ансамбль фактически перед каждым новым номером настраивал инструменты. Оказывается, музыканты используют натуральные жильные струны, которые очень чутко реагируют даже на погодные условия. Но зато как звучат!

Также в этот вечер зритель познакомился с одной из первых опер, исполненных на русском языке – это опера Франческо Арайи. В 1764 году ее пел юный Дмитрий Бортнянский. Оказывается, многие композиторы в то время, начинали как маленькие певчие. Поскольку итальянские виртуозы,  русского языка не знали, в первых русских операх почти все партии исполнялись мальчиками до ломки голоса от 10 до 14 лет. 

Прозвучала  и оперетта «Сильф» псковича  Николая  Яхонтова. Как отметил, Андрей Пенюгин, такие произведения раньше  часто ставили в  маленьких усадебных театрах. И это был период расцвета музыкальной культуры среди любителей. Один из таких излюбленных жанров в приусадебной среде были русские песни. Вариацию на песню «Во лузях я ходила» Ивана Юнкина тоже удалось услышать псковскому зрителю. И это лишь крупица от того пласта знаний, которым в этот  вечер искренне делились музыканты.

Разумеется, концерт завершился овациями и криками: «Браво!». А чтобы у артистов осталась память об участии в псковском фестивале, художественный руководитель и главный дирижер губернаторского симфонического оркестра Алексей Репников вручил им дипломы.

Время открывать себя 

В этот вечер зритель покидал зал с ощущением наполненности и гармонии. К примеру, выпускница музыкальной школы имени Модеста Мусоргского №2 Анастасия Колесникова до этого концерта уже побывала на открытии фестиваля – на балете «Кармен». После этого она еще больше заинтересовалась программой фестиваля.

- Я выбрала именно концерт  «Окно в Россию», потому что была обещана скрипка, которая меня интересует. Надо отдать должное скрипачу Андрею Пенюгину, он настолько подробно всё рассказывал, что заинтересовал этой эпохой всех. Особенно мне понравилась оперная солистка Вера Чеканова.  Но концерт, конечно, превзошел все ожидания! Я просто безумно удивлена, – отметила Анастасия Колесникова. 

В свою очередь частый гость филармонии Татьяна Васильева отметила, что филармония в данном случае выполнила одну из своих основных функций – это музыкальное просвещение. 

- Хочу сказать, что мы, как выясняется, еще очень мало знаем о себе. И сегодня мы открыли себя для себя. Не зря концерт называется «Окно в Россию». Это правильное название. И этот пласт музыки, который вообще нигде и никогда не звучал, сегодня прозвучал на сцене нашей областной филармонии. Спасибо музыкантам – ансамблю «Солисты Екатерины Великой», которые из архивов достают эти незнакомые произведения и исполняют их. Это замечательно. Хотелось бы, конечно, видеть больше молодежи на концертах в филармонии, потому что общее развитие важно во всех направлениях – и в историческом, и в музыкальном, и в общественном, – подчеркнула Татьяна Васильева.

Фестиваль русской музыки проходит в рамках нацпроекта «Культура», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

Анна Чаплыгина


Наши партнеры