И музыкой, и делом. Интервью с Романом Романовым

18 сентября 2023

Новый учебный год ознаменовался в Псковском областном колледже искусств возобновлением деятельности струнного отделения. Горящие музыкой сердца студентов и преподавателей, молодой возраст и тех, и других, учебные цели и новые проекты - поговорили о деятельности отделения с его заведующим, артистом Губернаторского симфонического оркестра Псковской области Романом Романовым.

После нескольких лет перерыва, Псковский областной колледж искусств им. Римского-Корсакова вновь открыл Отделение оркестровых струнных инструментов (далее - струнное отделение). На должность заведующего отделением был назначен артист Губернаторского симфонического оркестра Псковской области Роман Романов (контрабас). Поговорили с молодым харизматичным музыкантом о педагогическом процессе, целеустремленных студентах и уровне преподавательского состава, о развитии собственных навыков и о том, чем для музыканта является его инструмент.

Роман, кто преподает на струнном отделении?

Роман: На отделении преподаем: я по классу контрабаса, Иван Кузьмин - виолончель, Ольга Анисимова - скрипку, Татьяна Репникова - арфу. Все педагоги - из Санкт-Петербурга, ведущие, кроме того, активную концертную деятельность.

Сколько студентов?

Роман: В этом году мы приняли шестерых студентов: три виолончелистки, один скрипач, арфистка и еще один молодой человек перевелся ко мне на контрабас с другого инструмента. Поступали в колледж из разных городов: одна абитуриентка переехала из Латвии, две другие - из Петербурга, а еще из Дедовичей и Пскова.

Появится ли какой-то новый подход в организации учебного процесса?

Роман: Нововведения обязательно будут! Про все пока рассказать не могу, но точно отмечу инновационный подход к обучению. Мы планируем очень много оркестровой практики с привлечением артистов, которые обладают богатым опытом, много лет играют в большом коллективе и могут многому научить. Но и студенты наши тоже уже имеют свой опыт. Например, виолончелистки участвовали в проекте «Золотой петушок» и вы могли их видеть 19 августа на сцене фестиваля «Музыка на воде». Это очень сильные студентки, они пошли от… и до… весь фестиваль и им понравилось.

Какие цели у студентов на первый год?

Роман: Цель студента, во-первых, в соответствии с программой обучения - все вовремя осваивать. Кроме того, уже намечены несколько проектов разных направлений – музыкальных и даже музыкально-театральных. Сейчас мы на стадии обсуждений, переговоров со всеми участниками. Идея полностью наша, струнного отделения, она мне кажется очень интересной и хочется реализовать ее в полной мере.

А в конкурсах ребята будут участвовать?

Роман: Для первокурсников конкурсов мало, они ведь еще в самом начале пути, привыкают к педагогу. Ребята теперь не в музыкальной школе учатся, у нас все намного сложнее, ответственнее, много вводных, с которыми придется мириться. Но первые полгода – такое время, когда некоторые еще отчасти «витают в облаках», и это нормально. Некоторое время назад я и сам был в студентах, хорошо это помню и ребят понимаю.

Можете назвать сильные стороны струнного отделения? Что-то вы уже отметили?

Роман: Что касается студентов – они очень целеустремленные. Все именно хотели поступить в колледж, а не формально пошли заниматься музыкой, потому что «больше ничего не умеют». Их желание видно и в горящих глазах. Но это касается не только струнников, а и духовиков тоже (примечание: Роман Романов также является заведующим Отделением оркестровых духовых и ударных инструментов). Несколько человек переехали к нам из Мурманска. А если говорить про педагогов – все молодые, заинтересованные, но при этом уже с педагогическим опытом и очень высокого уровня, имеющие опыт работы в Мариинском театре, Санкт-Петербургской капелле, Михайловском театре. Это огромная удача, что они согласились давать новый виток развития музыкального образования в регионе.

Расскажите о той ответственности, которую теперь ощущаете как заведующий отделением.

Роман: Это моя первая должность такого уровня, и я, честно говоря, чувствую огромную ответственность. У меня есть опыт руководства сборными оркестрами, но руководящие посты в педагогике занимать пока не приходилось. Очень приятно заслужить доверие на таком высоком уровне, особенно принимая во внимание, что свою личную музыкальную карьеру в Пскове я начал не так давно. Мне дали возможность принести максимальную пользу и для струнного, и для всего оркестрового отделения, и вообще для построения музыкальной школы Псковщины. А назначение на должность заведующего в Год педагога и наставника для имеет какой-то особенно яркий смысл.

Вы как молодой специалист какие-то навыки приобретаете на этой должности, в этом процессе?

Роман: Для меня самого это тоже очень большая школа. Каждый раз, когда мы в колледже обсуждаем вопросы организационного, методического характера, вопросы посещаемости, я чувствую, что и меня это дисциплинирует. Само положение влияет на мою жизнедеятельность.

Молодые педагоги, молодые студенты – им, наверное, очень важна поддержка на начальном этапе. Где можно найти эту поддержку?

Роман: Для студентов поддержка – это мы, педагоги и наставники. Для нас, педагогов, поддержкой и результатом работы будут успехи наших студентов. Так как мы все люди творческие, то, конечно, высшей поддержкой для нас всех будет признание публики. Надеюсь, будущие проекты понравятся псковичам. Для артистов, особенно начинающих, это очень и очень важно!

Продолжите, пожалуйста, с вашими студентами фразу: «Для меня мой инструмент – это…»

Семён Галкин (скрипка): мой второй голос.

Кейта Данилова (виолончель): как лучший друг, с которым я могу поделится самым сокровенным, повеселится, погрустить, даже поругаться, но в итоге интересно провести время вместе. Виолончель всегда меня выслушает, поддержит.

Клюкина Наталья (виолончель): продолжение меня. Виолончель помогает полноценно выразить эмоции, передать мысль.

Анакина Наталья (виолончель): Мой инструмент является моей душой, через него я могу выразить свои чувства.

Павел Шупилко (контрабас): то, на чём я могу выразить все свои чувства и фантазии, в нем я нашел себя.

Роман Романов (контрабас, заведующий струнным отделением): проводник между мирами, между реальностью и чем-то не осязаемым на грани бездны безумия.

Роман, пожелайте что-нибудь вашим студентам! Не как педагог, а как музыкант, по-дружески.

Роман: Я бы пожелал им найти себя в деле, которым они собираются заниматься. И, конечно, стараться не забыть с кем и где они начинали.


Наши партнеры