Искусство музыкоплавания: три концерта для Пскова

14 сентября


Все мы когда-то учились плавать. В прямом и переносном смысле. Это сложно и просто одновременно: отбросить страхи и сомнения, привыкнуть к новым ощущениям, расслабиться и получать удовольствие.

Так и с фестивалем «Музыка на воде», который прошел в Пскове: несмотря на сомнения и колебания, на Утином пруду в Мирожском дендропарке появилась сцена, вслед за нею - музыканты с нотами и мелодиями, за ними несмело подтянулись псковичи с пледами и складными стульчиками. Попробовали воду - «ох, прохладно уже»... Все-таки расслабились (без масок и термометрии, впрочем, не обошлось, но сейчас речь о другом) и окунулись. Вот так - медленно, но верно - началось чудо. Чудо музыкоплавания.

Утиные истории

«Музыка на воде» - проект, реализация которого в Пскове стала возможной благодаря поддержке министерства культуры РФ: три концерта классической музыки, которые прошли на свежем воздухе в новой для Пскова локации - на берегу Утиного пруда и реки Мирожки. Прежде это пространство не привлекало внимания организаторов городских мероприятий, несмотря на то, что место это любимо псковичами. Здесь очень уютно, камерно и есть все составляющие комфортного отдыха: красивые пейзажи и современное благоустройство.

Фестивальные концерты были рассчитаны на самую широкую аудиторию и проходили совершенно бесплатно: любой желающий мог побывать на выступлении Псковского Губернаторского симфонического оркестра и приглашенных гостей. Пришлось, правда, ввести систему пригласительных билетов - это был единственный способ выполнить требование псковского Роспотребнадзора: не больше тысячи зрителей. Впрочем, горожане, не успевшие получить пригласительные в кассе филармонии, тоже могли стать частью музыкальной истории Пскова: во-первых, при желании можно было насладиться музыкой по всему периметру парка, даже не заходя в него, во-вторых, с каждого концерта велась прямая трансляция на Youtube канале Псковской филармонии. Она доступна для просмотра и сейчас (во время карантинного затишья руководством филармонии было принято решение о необходимости записи наиболее значимых концертов и создании собственной музыкальной видеотеки).

Три концерта - три эпохи разных, не похожих друг на друга по звучанию и энергетике композиторов. 21 августа - барокко: Бах, Гендель, Вивальди, Телеман, 22 августа - европейская классика: Вагнер, Моцарт, Пуччини, Сметана, Бизе. И, наконец, 12 сентября - классика русской музыки: Глинка, Римский-Корсаков, Мусоргский, Чайковский, Бородин, Рахманинов. Часть произведений - всем известные, «вечнозеленые» мелодии, часть - никогда прежде не звучавшие в Пскове. Настоящим подарком для любителей классики стали и приглашенные солисты: известные музыканты, лауреаты международных конкурсов - флейтистка Малика Мухитдинова, гобоист Эмиль Мирославский, группа «Бассо Континуо», солистка Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Лилия Гайсина, солистка Мариинского театра Виолетта Лукьяненко, заслуженный артист Республики Татарстан Альберт Жалилов, солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.

Впервые на воде

Для Псковского симфонического оркестра фестиваль стал серьезным испытанием: новый репертуар, новая концертная площадка, новые инструменты, новое звучание. И все это - после пятимесячной тишины, вызванной COVID-карантином. 

Нельзя не отметить, что наши музыканты с честью справились со сложной задачей. То ли благодаря, то ли вопреки коронавирусу, но оркестр повзрослел, скажем даже - заматерел. Закроешь глаза - и покажется даже на миг, что ты в Мариинке. Это заметно и по звучанию (наконец-то, мы услышали хорошие духовые!), и по внимательному, вдумчивому, как нам показалось, следованию указаниям дирижера, и по слаженному голосоведению. Это действительно оркестр, коллектив. 

Оказалось, что нашим музыкантам по силам не только традиционные для провинциальных филармоний произведения, но даже виртуозная барочная музыка. Эксперимент прошел успешно: музыкантам под руководством главного дирижера Николая Хондзинского удалось органично вжиться в сложность, ажурность партитур и выработать совершенно новое звучание.

«Наш оркестр фееричен! - поделилась с нами впечатлением одна из зрительниц на концерте 12 сентября. - Это здорово, что они вышли «в люди», «в свет». Как говорится, если человек не идет к классической музыке, то классическая музыка идет к человеку! Я вот только думаю: мы здесь сидим под пледами, в теплых куртках, а они - такие элегантные, в костюмах и вечерних платьях - чем они согреваются?»

Спешим успокоить: музыканты согревались тепловыми пушками и овациями зрителей. К тому же, пока мы сидели, они работали. Известно, например, что игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час. Неплохая такая разогревающая нагрузка!

Аншлаг на набережной

Надо сказать, что зрители все старания организаторов и музыкантов оценили! Да еще как: за пригласительными выстраивались очереди до Октябрьского проспекта (когда еще на классику такие были?), в произведениях между частями не аплодировали, от криков «Браво!» и «Бис!» не воздерживались, в антрактах, попивая глинвейн и кофе, обсуждали плюсы и минусы акустики open-airов и фа третьей октавы сопрано. В общем, вели себя, как закоренелые филармонические фанаты.

Конечно, впечатления от трех концертов разнились: фестиваль представил псковичам самый обширный круг музыкальных произведений. Серьезное, устремленное к небу, во многом религиозное еще барокко, светлая, пронизанная солнцем, юмором и наслаждениями классика Европы, распевная и величавая русская музыкальная традиция. Но общая эмоция все же с псковичами случилась. «Я в восхищении, - так отозвалась о концерте 12 сентября одна из зрительниц. - Уже и забыла, что от музыки могут быть мурашки по коже. Много лет назад в музыкальной школе нам включили, тогда еще на проигрывателе, Вступление к опере Мусоргского «Хованщина» - и сквозь скрип иголки я услышала прекрасную мелодию. И вот сегодня ее услышала моя внучка. Это прекрасно: связь поколений через искусство».

Другая зрительница призналась, что, слушая «Половецкие пляски» Бородина, представляла, как могла бы выступить под эту музыку зимой на замерзшей глади Утиного пруда, презентовав короткую программу в фигурном катании. К слову, зимой «Музыку на воде» нам пока не обещают, но следующим летом фестиваль планируют повторить, причем, в расширенной программе. Как сообщил по завершении концерта Николай Хондзинский, разговор об этом с губернатором Псковской области Михаилом Ведерниковым был. 

И, раз уж заговорили о будущем: за год можно не только заняться укрупнением программы фестиваля, но и продумать инфраструктуру фестиваля. Если только мир не настигнет новая пандемия, «Музыка на воде» может собрать гораздо большее количество желающих послушать классику на свежем во

здухе - и тогда транспортный 20-минутный коллапс, который творился 12 сентября на выезде с близлежащих парковок, покажется легкомысленной пробкой. Также актуален вопрос с освещением в глубине парка. Но в общем и целом организация и логистика фестиваля была продуманна: учитывая, что подобного рода мероприятие впервые проводилось не просто в парке, а в Пскове в принципе, справилась команда «Музыки на воде» отлично.

Верхом восторга фестивалящих псковичей стал запуск фонтана с подсветкой. Оживание красок под «Щелкунчика» Чайковского стало настоящим триумфом классической музыки в Пскове.

Фестиваль сделал, пожалуй, главное: избавил многих горожан от страха заскучать на симфонических концертах. Он научил не бояться серьезных течений, познакомил с разными стилями плавания музыки. Определенно: теперь псковичи смогут более уверенно держаться на волнах классики.


Наши партнеры