С чего начинается классика: Фестиваль русской музыки открылся в Пскове двумя балетными гала-концертами

17 марта

Тон юбилейного праздника уже задан его открытием.

Середина марта для псковских любителей классики – неизменно горячая пора: по традиции в это время в областной филармонии проходит Фестиваль русской музыки, посвященный памяти великих композиторов М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова, чья жизнь неразрывно связана с Псковским краем. В нынешнем году этого события ждали с особенным нетерпением. Насыщенная программа, звездные коллективы на сцене, широкий спектр жанров: юбилейный, 50-й фестиваль, обещал стать, пожалуй, самым ярким культурным впечатлением этой весны. 

С ярких образов

Первый же концертный день оправдал зрительские ожидания. Беспроигрышный выбор: два субботних гала-концерта с участием артистов «Санкт-Петербургского балета» и музыкантов Губернаторского симфонического оркестра Псковской области. Программу открыло Адажио из балета «Раймонда» Александра Глазунова в исполнении балерины, лауреата международных конкурсов Елены Коцюбиры и солиста «Русского имперского балета» Льва Бреля. Выступление задало особое настроение вечера – романтичное, взволнованное, в каком-то смысле окрыленное (вспомним, что главный символ Фестиваля русской музыки – сказочная птица со стен полуразрушенного псковского храма Богоматери Одигитрии). 

Затем зрители насладились полным страсти и вдохновения «Испанским каприччио» и волшебными, чувственными адажио и трио из балета «Шахеразада» Римского-Корсакова. Восхищение публики вызвал и «Русский танец» из «Лебединого озера» Чайковского: балерина Анастасия Болотова создала удивительно трепетный, но вместе с тем сильный и невероятно обаятельный образ, в котором по-новому прозвучала знакомая всем музыка. Яркие пластичные характеры воплотил на сцене филармонии солист балета, лауреат международных конкурсов Игорь Придатько, исполнивший фрагменты «Монолог Петрушки» И.Ф. Стравинского и «Баба Яга» Мусоргского. 

Настоящим подарком псковичам стало второе отделение гала-концерта, в котором артисты представили «Кармен-сюиту» на музыку Жоржа Бизе в аранжировке Родиона Щедрина. Здесь сошлось все: великая партитура, блестящая хореография и необычные визуальные решения, отсылающие зрителя к классической постановке Большого театра. Это и двойственные цвета костюмов, и багровеющая на сценическом заднике маска быка, символизирующего силу страсти и рока. Бык, правда, осовременен в духе излюбленных экспериментов команды филармонии - его изображение создала нейросеть. Он геометрический – как будто значок на рюкзаке зумера. Но тем яснее и трагичнее понимание: при любых технологиях в любые времена человеческие чувства и характеры остаются неизменными. 

Кроме музыки и танца гостей гала-концертов, открывающих Фестиваль русской музыки, порадовали и другие виды искусства. В фойе, расположенном на втором этаже Большого концертного зала, разместилась выставка картин, созданных псковскими и петербургскими художниками, а также ребятами из местных художественных школ, Детской школы искусств и Школы креативных индустрий. Авторы создали 50 образов птиц, от курицы-«Мисс Вселенной» до аиста-голубя и болотной совы Светы. Кроме того, в антракте любой мог попробовать себя в искусстве фотографии: фотозона с типично псковским пейзажем пользовалась большой популярностью. 

С высокого профессионализма

Псковские музыканты вновь показали, что им под силу воплотить любой музыкальный текст: и лирически-задушевный «Старый замок»  Мусоргского, и трагически надломленный, вплетающий элементы русской плясовой «Монолог Петрушки», и безудержную испепеляющую сердце «Кармен» с такими важными для нее паузами и броской перкуссией. 


После концерта солистка балета Елена Коцюбира отметила, что уже не впервые сотрудничает с Псковским симфоническим оркестром (наш зритель наверняка помнит ее в роли Жизели), и всегда радуется возможности приехать в наш город. «Псков очень приятный и душевный, – сказала Елена. – Зрители всегда нас хорошо принимают. Так бывает всегда, когда артисты стараются, но все же псковичи - публика особенная. Возможно, это связано с культурой самого города - прекрасного своей архитектурой и древней историей». 

Теплыми отзывами о псковской аудитории поделился и солист Лев Брель. По его словам, выступление с труппой «Санкт-Петербургского балета» стало для него хорошим опытом, подарило возможность включиться по максимуму в репертуар и выучить новые партии. 

«Культура должна передаваться из поколения в поколение, – подчеркнул артист, отвечая на вопрос о важности искусства балета в современном мире. – Это залог нашего воспитания, расширения кругозора. Это то, благодаря чему мы начинаем по-новому чувствовать мир, можем увидеть его под другим углом, разглядеть все нюансы. Искусство развивает нас, делает лучше. Вместе с тем важно, как работает артист. Он может великолепно исполнить партию с точки зрения техники, но если это будет сделано без души - зритель сразу почувствует. Молодой зритель - в особенности. Когда искусство идет от души, молодежь откликается и обязательно приходит на концерты классической музыки и балета вновь и вновь».

С ярких эмоций 

Разноплановый, эмоционально-насыщенный концерт не оставил псковичей равнодушными: зрители благодарили артистов бурными овациями, криками браво и цветами. 

«Наш замечательный оркестр играл бесподобно, – делится впечатлениями Ольга. – Каждое посещение концертов оставляет незабываемые впечатления и дарит эстетическое наслаждение». Псковичка впервые попала на концерты Фестиваля русской музыки в прошлом году, а в этом уже ждала, когда появится афиша, чтобы успеть купить билеты себе, подруге и семилетней дочери Анастасии. Зрительницы с нетерпением ждут оперу «Хованщина», а пока обсуждают, какой образ в первом отделении понравился больше – Бабы Яги или Шахеразады. «Кармен» – вне конкуренции. 

Еще одна гостья, Галина, на Фестивале оказалась впервые, но впечатлений - масса. Понравился оркестр, сама обстановка, а особенно – интерпретация характера Бабы Яги: «бежит, как будто движутся кадры». Ее подруга Елена оценила зрительный ряд, сопровождающий музыку. «Хорошо, что у нас есть такая картинка, созданная нейросетью», – объясняет она и добавляет, что ей в первом отделении больше всего понравился Петрушка: музыка превосходная, и оркестр хорошо передал нужное настроение.

Наталья – пенсионерка, старается не пропускать открытие Фестиваля русской музыки. «Балет – это всегда ощущение полета и радости, – делится она. – Спасибо организаторам фестиваля за то, что мы увидели такую красоту в Пскове! «Кармен» – на одном дыхании, взахлеб посмотрела. Наш оркестр показал высокий уровень мастерства, по моему мнению. Насколько я знаю, когда исполняются партии для артистов балета, музыканты под них подстраиваются, а не наоборот. У наших оркестрантов прекрасно получилось слиться в унисон с солистами». 

Оставляют псковичи отзывы и в соцсетях: делятся фотографиями, видео и добрыми откликами. «Чудесно! Огромное удовольствие и послевкусие! Настоящее наслаждение было слышать и видеть артистов» (Ирина Рогова), «Это было великолепно! А какая Баба Яга шикарная!» (Елена Стукова).

Впереди псковичей ждет целая неделя общения с прекрасным. В афише Фестиваля русской музыки – только премьеры и уникальные концерты. Тон юбилейного праздника уже задан его открытием – искренними и полнозвучным, как душа. С нее, с души, наверное, и начинается великое искусство, настоящая классика.

Фестиваль проходит в рамках нацпроекта "Культура", инициированного Президентом России Владимиром Путиным. 


Наши партнеры