Дирижер Иван Столбов: «В оркестре все - солисты»

4 октября 2023

9 ноября слушателей Филармонии ждёт продолжение серии концертных знакомств с различными группами музыкальных инструментов, успешно начатое еще в прошлом, 79-м филармоническом сезоне. В этот раз программа под названием «Серебряные свирели» будет посвящена многообразию деревянных духовых.

Мы побеседовали с дирижером концерта Иваном Столбовым, уже отлично известным псковскому слушателю. 22 февраля он управлял концертом «О подвигах, о славе, о любви». Но в этот раз ему придется выполнять одновременно две задачи: руководить оркестром и солировать на кларнете.

Иван, нечасто встречается, чтобы дирижер в то же время был и солистом. Это потребует от вас и от оркестра каких-то сверхсил?

Иван: Играть с солистом без дирижера - это распространенная практика в наше время. Классические, барочные концерты очень часто играются именно так. Если мы берём современную музыку - тут важно рассчитать сложность произведения, сопоставить ее с возможностями оркестра. Плюс в том, что когда между солистом и оркестром нет передаточного звена - дирижёра, оркестр превращается в большой камерный ансамбль, внимательнейшим образом слушает солиста, буквально дышит вместе с ним, и это именно то, что надо. Уверен, что Губернаторский симфонический оркестр Псковской Филармонии справится.

Есть медники, есть ударники, есть струнники… А как музыканты в своей среде называют тех, кто играет на деревянных духовых? 

Иван: Дирижёр может обратиться к группе: "дерево". На музыкантском сленге мы иногда говорим "деревяшки".

Принцип игры на деревянных духовых несколько отличается от медных. Играет роль не только сила воздуха, но и ловкость рук. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этих отличиях.  

Иван: Главное различие между деревянными и медными, как ни странно, заключается в следующем: источник колебаний у медных - это аппарат исполнителя (его губы).  Поэтому, мундштук у медных инструментов - просто латунная чашечка. У деревянных струя воздуха возбуждает колебания во внешнем предмете - трости одинарной или двойной, «голове» флейты. А пальцевая техника значительно сложнее. У медных в игре участвуют три пальца (у тромбона вообще кулиса), на деревянных - все десять. Как минимум, девять - один большой палец держит инструмент на подставке. Но по сложности - куда уж нам до пианистов.

Концерт называется «Серебряные свирели» и посвящен деревянным духовым. Серебро, дерево… начинающие слушатели, может быть, смутятся. И наше дело их просветить.

 

Иван: Только флейты бывают по-настоящему серебряные, у остальных - лишь посеребренная механика (клапаны). Думаю, главная идея, когда музыканты говорят о звуке, они используют эпитет "серебряный" - это значит, очень широкий, богатый, красивый. И этот эпитет действительно подходит к деревянным духовым. 

Все инструменты, которые будут представлены на концерте, имеют одного и того же предка?

Иван: Мне кажется, что в каждом народе, в каждой культуре возникали свои духовые инструменты, в чем-то схожие, в чем-то различные. Они развивались, совершенствовались. На нашем концерте мы представим те, которые в конце концов вошли в европейский-русский симфонический оркестр.

Программа концерта составлена таким образом, что отражает как известные музыкальные имена (Моцарт, Гендель, Вивальди, Сибелиус), так и мало знакомые. 

А были в истории музыки какие-то периоды особого интереса к деревянным духовым или их забвения?

Иван: Мы постарались раскрыть всё семейство деревянных духовых: флейта большая, флейта-пикколо, гобой, рожок, кларнет, саксофон, фагот. Отсюда и подбор произведений для программы. Интерес композиторов к духовым был всегда, к флейте, гобою и фаготу - со времён барокко, к кларнету и саксофону - сразу же после момента их появления на свет (в 1690 и 1842 соответственно). Забвения не было никогда. В XXI веке композиторы по всему миру пишут великолепные концерты для деревянных духовых. Один из них (сочинение нашего коллеги по Мариинскому театру Алексея Крашенинникова) прозвучит 9 ноября.

У вас уже достаточный опыт работы с Губернаторским симфоническим оркестром Псковской области. Какие отношения сложились?

Иван: Хорошие! Хотя, пожалуй, «хорошие» - не то слово для отношений дирижера и оркестра. Скорее - конструктивные.

Сейчас особое внимание будет направлено на наших музыкантов-духовиков. Что скажете о них?

Иван: Духовая группа в псковском оркестре крепкая, сплочённая. На нашем концерте многие будут играть и В оркестре, и соло С оркестром. Особенность духовых в том, что они даже в оркестре - все солисты, и первые голоса, и вторые, и характерные инструменты (флейта пикколо, бас-кларнет). В то же время, для духовых, как ни для кого, очень важен навык камерной музыки - умение и навыки работать в команде.

Иван, из тех концертов, которыми вы дирижировали в Пскове, какой особенно запомнился?

Иван: Когда я только начинал учиться дирижированию, меня позвали в Псков провести несколько репетиций. Это был мой первый выход к оркестру, и я так волновался, что в ночь перед первой репетицией вообще не смог заснуть. Это, конечно, сильно запомнилось! А в прошлом филармоническом сезоне были два концерта, которые мне в равной степени дороги и оставили яркие воспоминания: «Юные дарования Псковщины» и концерт к 23 февраля «О подвигах, о славе, о любви». Не забуду, как весь зал встал в едином порыве во время «Прощания славянки»!

Вы часто бываете в Пскове. Какие места здесь особенно любимы (кроме БКЗ), что обязательно стараетесь посетить каждый раз?

Иван: Очень много любимых уголков! Кремль, Мирожский монастырь, долина реки Псковы, храмы по ее берегам, Гремячка. Если приезжаю на машине, и позволяет время, стараюсь выбраться в Изборск (обязательно с окунанием в источник) и в Печоры. И в Пскове, и в области я чувствую себя как дома. Наверное, потому, что бывал здесь с детства. И байдарочные походы, и наш маленький домик в деревне неподалеку от Дедовичей. Стараюсь и туда заезжать, когда позволяет время.

Каждый инструмент - это некоторое предубеждение о звучании: арфа - нежно, ударные - четко, медные - громко. Ожидания оправдываются, но и бывают сюрпризы (медь может звучать и тихо). А какую характеристику можно дать деревянным духовым?

Иван: Мы постараемся сломать стереотипы и превзойти ожидания. Главное - будет очень разнообразно: и весело, и грустно, и оживлённо, и лирично. И громко, и тихо - это само собой, но это уж слишком примитивные понятия. Скажу точно: сюрпризы будут!

А какая из этих картин с изображением деревянных духовых вам наиболее симпатична?

Иван: По духу ближе четвертая картина. Забыл - это Дега, Моне?

Да, Эдгар Дега «Оркестр в опере».

Иван: Это какой-то психологический тест?

Просто стало интересно, вы выберете как солист, или как дирижер? Видимо, как дирижер. Согласны?

Иван: Наверное (смеется).


Наши партнеры