БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ФИЛАРМОНИИ
Псков, ул. Некрасова, 24

КАССА пн-пт: 11.00–20.00, сб, вс: 11.00–19.00

тех.перерыв:  12.45–13.00, 15.00–15.30, 16.45–17.00

тел. +7 (8112) 66-89-20

ПРЕМЬЕРНЫЙ 2018-й

Сквозь тернии - к звездам

#сюрпризыбудут - с таким хештэгом в ноябре 2017 года в будни Большого концертного зала филармонии вошла новый руководитель - Елизавета Барышникова. Молодой девушке понадобилось всего несколько месяцев для того, чтобы скептические и снисходительные улыбки всех сопричастных сменились удивлением и даже восхищением. То, что произошло в филармонии за последний год, можно без преувеличения назвать революцией. Революцией жанра, репертуара, масштабов, пиара и лиц. 
Сейчас уже кажется, что непопулярность концертов классической музыки в Пскове и полупустой зал филармонии - при переполненности во время выступлений каких-нибудь звезд на грани фола - это прошлый век. На самом деле это было недавно, еще пару лет назад. За кажущейся естественностью того, что сейчас филармония действительно становится центром культурной жизни псковичей (и не только: на концерты в БКЗ приезжают из Петербурга, Новгорода), - скрывается большая планомерная работа, своего рода пропаганда. Начали с понятного и актуального нынче посыла «классика - это модно», медленно, но верно разворачивая его к осознанию того, что «классика - это интересно», «классика - это для души». 
Скидки на концерты, активное участие в массовых проектах («Ночь искусства», «Черная пятница»), живое общение с псковичами в соцсетях (с начала 2018 года количество подписчиков в группе БКЗ во ВКонтакте выросло с 300 до 6200!), необычные инсталляции и фотозоны, стильные поражающие воображение афиши Александра Стройло - все это «заманило» обычного зрителя, подняло его в пятницу с дивана и бережно вынесло в мир искусства. 
Зал наполнился людьми. Раньше на концертах можно было увидеть разве что знакомых журналистов, их бабушек и преподавателей музыкальных образовательных учреждений Пскова, теперь здесь действительно можно встретить одноклассницу, которую не видел лет -дцать, начальника, которого видел час назад при верстке бюджета на будущий год и даже соседа по дому - наконец-то мы познакомились! 
Если сложности с привлечением в зал новой аудитории решили, прибегнув к необычному маркетингу, то другая проблема - финансирования - в течение всего года остро напоминала о себе. Дополнительная занятость музыкантов (увы, на одну оркестровую зарплату не проживешь), проблемы с духовой секцией, отсутствие арфы – инструмента классического для симфонического оркестра, нестабильность репетиций (их частота страдает из-за необходимости уступить место антрепризам и приезжим звездам) - все это не может не отразиться на общем уровне исполнительского мастерства псковского оркестра. Неминуемо возникает необходимость привлечения к серьезным концертам в Псковскую филармонию музыкантов и солистов из других оркестров страны. 
Недофинансирование стало, вероятно, и главной причиной отмены музыкального фестиваля Crescendo. Тревожные «звоночки» прозвенели еще в июне этого года: Михаил Ведерников, на тот момент еще врио губернатора области, предложил определить 10 якорных мероприятий не местного уровня, после чего рекомендовал провести Crescendo «поскромнее», а в 2019 году - «приурочить к Ганзе» (читай - к «ярмарке выходного дня»). В итоге - жители области остались без события, за многие годы ставшего неотъемлемой частью культурной жизни региона. Каких бы то ни было внятных комментариев со стороны чиновников, в том числе от комитета по культуре, не последовало. Собственно, итак всем все понятно. 
Смена вех 
Еще одним важным испытанием для филармонии и ее ведущего коллектива - Псковского симфонического оркестра - в уходящем году стала смена главного дирижера. 
Подобные события всегда оцениваются неоднозначно творческими коллективами: нечто подобное происходило и в декабре 2006-го, когда за дирижерский пульт вместо Аркадия Галковского встал Геннадий Чернов, и в 2012-м, когда Чернова сменил Эдуард Банько. В мае этого года поползли слухи о том, что контракт Банько не продлят, а оркестр попросту развалят, оставив псковских музыкантов без работы, а горожан – «без божества и вдохновения». Но, как показало время, Эдуард Банько продолжил работу в оркестре, который не только не развалился, но обрел «второе дыхание» с появлением нового главного дирижера - Николая Хондзинского. 
Привыкать к другому руководителю оркестру не пришлось: у музыкантов уже был опыт сыгранности с Николаем. Февраль - совместный проект «Звук создан Богом», март - концерт «Времена года» (оба - с участием всемирно известной скрипачки Аяко Танабе), май - успешная «Музыка в ночи». 
Эти концертные программы раскрыли в оркестре новый потенциал, а с приходом Николая Хондзинского на постоянное место работы в должности главного дирижера интенсивность творческой жизни оркестра лишь усилилась: музыканты получили уникальную возможность набирать новый опыт и репертуар, расширился состав исполнителей и инструментов (появилась даже арфа). 
Как результат: в июле в Пскове только и разговоров было, что о «Лавандовой ночи», в августе – о «Золоте Вены», а 11 сентября филармония начала новый, юбилейный 75-й сезон дерзким и невероятным по красоте и зрелищности концертом. Объединившись, симфонический оркестр Псковской области и Имперский Русский Балет представили зрителям две колоритных балетных постановки: «Болеро» и «Шехеразада». Также в исполнении оркестра прозвучал знаменитый «Танец семи вуалей». 
Сюрприз приготовили и для любителей неклассической музыки: 13 сентября в рамках фестиваля «Воздух Джаз» на сцене комплекса «Двор Подзноева» состоялось первое выступление эстрадно-джазового оркестра Псковской филармонии. 
А пока все думали, что Елизавета Барышникова устремила все свои таланты в обучение игре на скрипке, на самом деле в это время велись переговоры с руководством Мариинки о перспективах сотрудничества и подготовка к концерту абонемента «Звук создан Богом», в котором прозвучали Чайковский и впервые на псковской сцене - Вагнер. 
В ноябре зрители БКЗ рукоплескали концерту «Игры классиков», а на декабрьском концерте сопереживали неземной трагедийности моцартовского «Реквиема» и Концертом для виолончели с оркестром Элгара. 
Вместе с тем в течение года БКЗ не прекращал функционировать и как концертная площадка, сохраняя традицию приглашения в Псков знаковых звезд российской эстрады, рок-музыки, известных актеров и театральных трупп. Не прервалась и традиция концертов для детской аудитории. Более того - дирекция БКЗ активно включилась в спор псковских культурных кругов с чиновниками о том, нужна ли классика подрастающим псковичам и можно ли упростить диалог между артистами и руководством детских садов города. На фоне этих споров стало особенно ясно, насколько важной стала музыкальная составляющая в культурной жизни Пскова: осознав это, «подсев» на классику, псковичи поняли, что приобщать к ней надо и юношество. 
В одном из своих интервью Николай Хондзинский сказал знаковые слова: «Великая музыка не может принадлежать только столицам». С недавних пор Псковская филармония живет в полном согласии с этим принципом, что не может не внушать надежду. Причем, речь здесь не только об общем уровне интеллигентности «скобарей». Известно ведь: «разруха не в клозетах, а в головах». 
Так что кто знает - может, интенсивность отличных концертов приведет к тому, что в городе станет чище, а в общественном транспорте пассажиры начнут выяснять не только отношения, но и обсуждать проблемы интерпретации «чужого слова» в музыке Моцарта. А уж если на концерты чаще будут заглядывать еще и чиновники всех уровней - то дороги станут лучше, зарплаты - выше, а в псковской глубинке вновь запульсирует жизнь. Там, глядишь, и до возвращения Crescendo недалеко. 
Как сложится жизнь Псковского драмтеатра, филармонии и всей Театрально-концертной дирекции в 2019 году, покажет время. Из последних сил ТКД ищет пути и средства для того, чтобы воплотить все задуманное в жизнь. Планов, идей и задумок много, один проект смелее и современнее другого, но для их реализации нужны не только пытливые умы и талантливые исполнители, но и банально деньги. За плечами у ТКД большое количество фестивалей, которые уже стали брендом Псковской области - Crescendo, «Другое искусство», Пушкинский театральный, Фестиваль русской музыки, впереди - гастроли и конкурсные испытания, возможность заявить о себе не только на всю Россию, но и на постсоветское пространство. Упустить такой шанс - непростительная глупость. 
Благодарим за лестный отзыв Псковскую Ленту Новостей!