БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ФИЛАРМОНИИ
Псков, ул. Некрасова, 24

КАССА пн-пт: 11.00–20.00, сб, вс: 11.00–19.00

тех.перерыв:  12.45–13.00, 15.00–15.30, 16.45–17.00

тел. +7 (8112) 66-89-20

СИМФОНИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ 2018 ГОДА

В Пскове симфонический оркестр существует уже двадцать лет, и всё же, концерты серьёзной классической симфонической музыки довольно редки. Программы выступлений псковского оркестра — разнообразны и - разного уровня: утренники и тематические концерты для детей, концерты с популярной музыкой и киномузыкой в дни праздников, как одно из развлечений для горожан. В этом году, впервые за последние годы, в Пскове не проводился фестиваль «Крещендо». А ведь на его концертах псковичи были готовы наслаждаться мастерством исполнителей-инструменталистов нового поколения, и, заодно, послушать не только классические симфонии или инструментальные концерты, или джаз в исполнении любимца фестиваля Дениса Мацуева, - но даже музыку ХХ века, порой изощрённо модернистскую и авангардную - Бартока, Прокофьева, Шостаковича... но времена меняются. Значительные классические музыкальные проекты в целом, начали становиться редкостью... 
Попробуем вспомнить. Весной прошлого сезона, на фестивале Римского-Корсакова и Мусоргского порадовал любителей классики, а некоторых просто потряс концерт оркестра из Минеральных Вод (Кисловодска), который привёз как подарок и сюрприз и блестяще интерпретировал Первую симфонию Рахманинова (дирижер Д. Ботинис). Закрывался сезон тоже замечательным событием — исполнением Девятой Симфонии Бетховена, в котором главную роль сыграл Псковский симфонический (дирижер. Э. Банько). С весны уходящего 2018 года насыщенность «серьезными» симфоническими программами вдруг заметно возросла. Появился проект «Звук создан Богом» Николая Хондзинского. Пафосный, как молитвенный возглас, девиз проекта - «Звук создан Богом», невольно создал настрой на торжественный лад. Вначале это были концерты приезжего московского дирижера. А с осени Николай Хондзинский вышел на сцену уже как художественный руководитель и главный дирижёр оркестра. За несколько месяцев нового концертного сезона осуществились концертные программы, явно заинтересовавшие псковичей. Возникло почти утраченное желание отправиться в Большой концертный зал филармонии как в храм музыки, за Большими эмоциями. 
В программе каждого нового концерта проекта Николая Хондзинского появлялся акцент, способный заинтересовать и случайного, и специально пришедшего слушателя, жаждущего новых, очередных впечатлений от любимого жанра. В концерте «Вагнер-Чайковский» в Пскове впервые, «вживую», прозвучал Вагнер. Для многих, особенно, молодых слушателей, живая музыка Вагнера стала сильнейшим впечатлением жизни. Концерт «Игры классиков» представил «громокипящего» авангардиста Прокофьева начала ХХ века звучанием его Первой симфонии, в необычно привлекательном и даже изящном виде, а затем, во втором отделении, прозвучал Пятый концерт Бетховена и, благодаря блестящей интерпретации молодого московского пианиста Николаева-Тарасевича, классика, по воле дирижёра и солиста, продемонстрировала вновь свою вечно живую силу. Традиционный «Концерт юных дарований» благодаря великолепному оформлению, строгому отбору участников и участию псковского симфонического, прозвучал почти как «Концерт Мастеров Искусств», тем более, что оркестранты, не покидавшие сцену даже во время церемонии награждения юных дарований, были «посвящены» в статус «мэтров».
И вот — концерт с программой из музыки Э. Элгара (Виолончельный концерт) и Моцарта (Реквием). Он стал кульминацией сезона. Впечатления от концерта оказались настолько сильны, что захотелось их сохранить накануне наступления нового года. Объединение двух композиторов разных эпох в программе, конечно же, оказалось не случайным. Во вступительном слове сам дирижёр показал, насколько дороги ему эти композиторы, и как важна для него тема жизни и смерти, что объединила музыку этих художников в программе и объединила нас всех в год 100-летия окончания Первой мировой войны. Музыка Элгара, смело можно сказать, до этого концерта была неизвестна псковскому слушателю, и многочисленная публика пришла, скорее всего, на хорошо известный «Реквием». Тем более ярким и неожиданным оказалось открытие музыки Виолончельного концерта Элгара. Её представил в мастерской и проникновенной интерпретации Д. Сендецкий, петербургский музыкант с многочисленными регалиями. Виолончель в его руках прозвучала на редкость красивым звуком. Большинство в зале слышали этого музыканта впервые. Содержание музыки — трагическое. Первая мировая, по мысли Элгара - крупнейшего английского композитора рубежа 19 и 20 веков, беспощадно и безвозвратно разрушила «европейский рай» начала ХХ века. Воплощение образов «ужасов» войны в музыке, однако, не вошло в противоречие с её удивительной красотой. Профессиональное мастерство автора, его высокий академический уровень не придали «сухой» учёности, не помешали, а помогли сохранить естественность, мягкость мелодий и ритмов, сочетаний оркестровых тембров и разнопланового звучания виолончели. Как сильно лирическое начало в музыке композиторов «туманного Альбиона»! Псковские слушатели могли испытывать гордость, став участниками возрождения ещё одного шедевра музыки ХХ века, ведь у этого произведения был непростой путь к признанию — премьера, как отмечается в исторических справках, была неудачной, и признание пришло гораздо позже. 
«Реквием» Моцарта неоднократно звучал в Пскове. Николай Хондзинский собрал достойный состав исполнителей: хоровой коллектив из Санкт-Петербурга с огромным опытом исполнения известных классических произведений, квартет солистов, которые удивили и порадовали не только красотой голосов, выразительностью исполнения, но и совместным ансамблевым звучанием. На Псковский симфонический оркестр была возложена особая миссия. Его игра под общим управлением Николая Хондзинского должна была объединить силы солистов и хора, поддержать их. 
Исполнение «Реквиема» было оформлено проекцией канонического текста в русском переводе, с сохранением знакомых латинских названий частей «Реквиема». Благодаря этому, всем, даже тем, кто с детства знаком с этой музыкой, представилась реальная возможность обновить впечатления. Можно было заново услышать, глядя на возникающий на экране сцены подстрочник, насколько эта музыка, созданная на канонические, «строго заданные» духовные латинские тексты-молитвы, трактуется Моцартом как ярко театральная и при этом сохраняющая глубочайшее религиозное переживание, заключённое в каждом слове, в каждой фразе. 
По традиции, форму «Реквиема» делят на части, написанные Моцартом и части, написанные или завершённые его учениками (после первых восьми тактов“Lacrimosa»). И каждый раз при его исполнении пристрастные слушатели следят, заметен ли след при переходе от моцартовского письма к «немоцартовскому». Чем глубже погружается в прошлое история «незаконченного» Моцартом Реквиема, тем более уравниваются в правах и то, и другое. Потому что всё более властно вступают в силу общие признаки великолепного музыкального стиля той эпохи. Музыкальный язык Моцарта в не меньшей степени насыщен характерными риторическими фигурами, чем музыкальная речь его адептов, интерпретирующих духовные тексты в соответствии с законами риторики. Их речь более замысловата и вычурна, а моцартовская наполнена лаконичными и броскими находками, соответствующими риторике, но и необычно ярко выглядящими на фоне общепринятых музыкальных фигур. 
Большой заслугой дирижёра Николая Хондзинского и всех исполнителей на этом концерте, который можно назвать историческим для Пскова, было то чувство единства стиля, которое он передал в интерпретации такого грандиозного по замыслу произведения как Реквием Моцарта. Итак, в первом отделении слушатели испытали радость открытия и встречи с Новой музыкой Но и во втором отделении хорошо известный Реквием Моцарта прозвучал живым звуком и тоже, во многом, по-новому, открыв свои новые грани и вновь продемонстрировав свою немеркнущую, Вечную Красоту. В наступающем 2019-м году ждём осуществления на псковской земле новых концертных проектов. Пусть звучит музыка, звуки которой созданы Богом! 
Т. Лаптева.