БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ФИЛАРМОНИИ
Псков, ул. Некрасова, 24

КАССА пн-пт: 12.00–19.00, сб, вс: выходной

тех.перерыв:  15.00–15.30, 16.45–17.00

тел. +7 (8112) 66-89-20

Закрытие филармонического сезона: кто разгадает загадку Элгара?

На закрытии юбилейного, 75-го филармонического сезона 21 мая в программе концерта Псковского симфонического оркестра прозвучат знаменитые «Энигма-вариации» Эдуарда Элгара – крупнейшего английского композитора рубежа XIX-XX веков, произведения которого псковские любители классической музыки уже не раз слышали в стенах Большого концертного зала Псковской филармонии. Эдуард Элгар – гордость английской музыкальной культуры, создатель национальной симфонии. Его часто называли английским Брамсом, а Бернард Шоу даже писал, что «Элгар… в английской музыке занимает то же место, что Бетховен в немецкой». Значение Элгара для истории английской музыки определяется прежде всего двумя его сочинениями: ораторией «Сон Геронтия» (1900, на ст. Дж. Ньюмена) и симфоническими «Вариациями на загадочную тему» («Энигма»-вариации» (англ. Enigma Variations; от др.-греч. αἴνιγμα — загадка), 1899), которые стали вершинами английского музыкального романтизма. 
Властен ли композитор над своими творениями? Можно ли предвидеть, приступая к работе над произведением, что получится в конечном итоге? История музыки знает немало примеров, позволяющих в этом усомниться. Так получилось и с «Энигма-вариациями» - произведением, начавшимся как импровизация, продолжившимся как шутка и ставшим в итоге наиболее серьезным и известным сочинением Элгара, его «визитной карточкой». 
Во всяком случае предание гласит так: однажды композитор после целого дня педагогической деятельности сымпровизировал тему, в которой слышится понятная усталость и которая русскому уху напоминает трудовую песню «Эй, ухнем». Тема привлекла внимание жены композитора Кэролайн Элис Элгар, и он сымпровизировал еще вариации. Всего их получилось 14, причем каждая их них была названа инициалами или вымышленными именами, под которыми были скрыты самые близкие композитору люди. Так, романтическая и утонченная первая вариация, непосредственно продолжающая тему, посвящена жене. 
Остальные 13 композитор в свое время раскрыл сам, прокомментировав свое сочинение. Но при этом загадал потомкам загадку второго уровня: якобы в вариациях есть еще некая скрытая в толще партитуры неявно звучащая тема… Музыковеды ее ищут до сих пор, и поиски заставляют возвращаться к «Энигме», нащупывая под листками из домашнего альбома более глубокий смысл. 
Добавим, что «Энигма-вариации» были исполнены в 1899 году и приобрели с тех пор среди ценителей музыки огромную популярность. А теперь и Псковский симфонический оркестр предлагает разгадать слушателям главную загадку гениального сочинения Эдуарда Элгара. А еще послушать не менее известный Концерт №2 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. 
21 мая 2019 г. БКЗ Псковской филармонии. Закрытие филармонического сезона. 
Симфонический оркестр Псковской областной филармонии 
Художественный руководитель и главный дирижер - Николай Хондзинский 
Солист - Никита Мндоянц 
В программе: 
Э. Элгар Вариации на оригинальную тему «Энигма» op.36 
С. Рахманинов Концерт №2 для фортепиано с оркестром до минор, ор. 18 
Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации "Всероссийские филармонические сезоны". 
Для зрителей 6+ 
Заказ и бронирование билетов на сайте филармонии http://philpskov.ru/afisha/?1547#tickets