Псковский Пасхальный фестиваль завершился самым «богатым» произведением «русского Вагнера» на стихи августейшего поэта

31 мая

Псковский Пасхальный фестиваль завершился исполнением одного из сложнейших для оркестровки, а также неоднозначных произведений русской музыкальной классики – драмы «Царь Иудейский». 

Ведь известно, что Русская православная церковь не сразу одобрила эту пьесу, посчитав, что самое трагическое событие в истории человечества негоже превращать в сценическое действо – дословно: «в суетное развлечение». Даже несмотря на то, что автором драмы «Царь Иудейский» был не кто-нибудь, а великий князь Константин Константинович Романов – двоюродный дядя Николая II, не только военачальник, общественный деятель, но и поэт, писатель, музыкант, творивший под псевдонимом «К.Р». 

Однако по личному распоряжению императора любительская премьера драмы «Царь Иудейский» состоялась в Эрмитажном театре уже в 1914 году. А в 1917 году – и первое профессиональное представление этого драматического произведения в сопровождении оркестра. Музыку для него написал тогда профессор Петербургской консерватории, а позже её директор Алексей Константинович Глазунов, который незадолго до смерти великого князя успел познакомить того с набросками для своего одноимённого оркестрового произведения. 

Но вскоре пьеса Константина Романова была опять запрещена – уже новыми российскими властями и на долгие годы забыта отечественным музыкальным театром. Тем более, что многие усмотрели в ней предсказание трагической гибели царской семьи. 

Что, впрочем, не помешало ей оказать огромное влияние на российскую культуру даже советского периода: ведь известно, что именно она вдохновила Михаила Булгакова на создание романа «Мастер и Маргарита». 

Тем сильнее интерес публики к этому произведению в наши дни, что и подтвердилось на Пасхальном фестивале в Большом концертном зале Псковской областной филармонии. 

В музыкальной драме «Царь Иудейский» на псковской сцене были задействованы Губернаторский симфонический оркестр (дирижёр – Алексей Репников), сводный хор Псковского областного колледжа искусств имени Н.А. Римского-Корсакова (хормейстер – Инна Суровицкая), солисты Хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии и Народный артист России Игорь Скляр. 

Все вместе они создали поистине эпическое произведение, хотя и представили публике его сокращённую версию. 

Среди тех, кто пришёл на это представление, оказалось немало священнослужителей, а потому атмосфера в зале была как никогда торжественная. 

После представления публика устроила артистам овации, при этом музыкантов одарили букетами не только покупных цветов, но и белой сирени – как символа весны, которая благодаря подвигу Христа стала для нас праздником не просто обновления природы, но и неподвластной тлению вечной жизни. 

«Это очень непростое для музыкантов произведение, несмотря на его кажущуюся спокойность и неторопливость, - объясняет дирижёр Губернаторского симфонического оркестра Псковской области Алексей Репников. – Ведь Алексея Глазунова называли русским Вагнером – за многослойность его партитур. В его музыке задействовано очень много голосов, поэтому надо постараться, чтобы это всё правильно звучало и не превратилось в кашу. Это музыка чрезвычайно богатая. И вот чтобы всё это богатство проявилось в полной мере, нам пришлось серьёзно поработать. Для псковских музыкантов это было очень непривычно. Поэтому мы трудились над музыкой Глазунова несколько недель: репетировали, потом откладывали, чтобы всё как следует усвоилось, затем снова приступали к работе. В итоге нам почти всё удалось, если не принимать во внимание два момента, которых никто, надеюсь, и не заметил». 

Преподаватель Псковского областного колледжа искусств Александр Суховский подтвердил, что оркестр справился со своей задачей превосходно: «Я пришёл слушать живую музыку и не обманулся в своих ожиданиях: псковский симфонический оркестр, по моему мнению, становится всё лучше и лучше. Это было великолепное чистое исполнение». 

«Я тоже пришла слушать музыку и ловила ухом буквально каждую нотку! – сказала актриса Псковского театра драмы Линда Ахметзянова. – А ещё мне понравилось наблюдать за музыкантами – особенно за трубачами, и за их эмоциями. Кроме того, мне интересно было послушать Игоря Скляра – как он читает текст. А он читал в высшей степени профессионально!»

«С моего места лучше всего было видно группу ударников, - рассказала преподаватель Псковского областного колледжа искусств Анастасия Филонович. – И это отдельный спектакль, само по себе большое удовольствие посмотреть, с каким энтузиазмом люди работали на сцене!»

Елена Немирова


Наши партнеры