Сердце музыки: «Щедрин-сюита» прозвучала на сцене Псковской филармонии

6 декабря 2022

С чего начинается музыка? Конечно, с ритма. Он пронизывает каждую ноту, такт, аккорд, звучит во всех инструментах, но ярче всего он проявляет себя в перкуссии и ударных - именно в них бьется сердце музыки. Концерт «Щедрин-сюита», который состоялся на сцене Псковской филармонии 4 декабря, открыл своим слушателям обыкновенное чудо: музыканты показали, как рождается ритм, как он обретает тембр, силу, высоту и становится больше себя самого, множа смыслы и настроения, образы и темы.

Таланты и поклонники

Концерт стал вторым в серии тематических встреч, начавшихся ноябрьскими «Арфами». По словам главного дирижера и художественного руководителя Псковской филармонии Алексея Репникова, идея выступлений, посвященных разным инструментам, выросла из стремления познакомить псковскую публику с богатым диапазоном звучания оркестра.

В этот раз центральной группой инструментов стали ударные и перкуссия, а сам концерт был посвящен юбилею живого классика русской музыки – Родиона Щедрина, которому 16 декабря исполнится 90 лет. Именно этот композитор усилил в партитуре музыкальных произведений ударную группу. Это не только известные всем барабаны и литавры, треугольники и ксилофон, но и маримба, колокольня, виброфон. А еще ковбелл, гуиро, шейкеры, кахон, кастаньеты – всего и не перечислишь!

- Так сошлись звезды, что я знаком с Родионом Константиновичем лично, - рассказал Алексей Репников. - В Мариинском театре я участвовал в трех постановках его балетов - «Кармен-сюиты», «Конька-горбунка» и «Анны Карениной». Я попросил у автора разрешения исполнить его музыку на псковской сцене. Композитор передавал большой привет псковичам, ему приятно, что произведения его авторства продолжают звучать. Творчество Родиона Щедрина – яркий пример музыки, где используется большое количество ударных. Каждый спектакль у него - огромная батарея перкуссии, интересные звуки и тембры.

На сцену вышли как местные музыканты, так и солисты, приглашенные из Санкт-Петербурга – опыт совместного исполнения, несомненно, обогащает. Но не менее важно, что их пример дает стимул юным исполнителям, показывая:  музыка может стать делом всей жизни. «Когда закончился арфовый концерт, ко мне  подошли четыре мамы, которые спросили, как и где можно научиться играть на арфе. Эффект есть», - объясняет Алексей Репников.

Неслучайно декабрьский концерт начался с выступления «юных сил» - учеников по классу ударных инструментов одной из детских музыкальных школ города под руководством педагога Алексея Рыбникова. Ребята сыграли «Марш» из «Детского альбома» Чайковского. «Занимаемся и становимся знаменитыми музыкантами», – напутствовал их главный дирижер оркестра, вручая подарки от филармонии.

«То, что я вижу на сцене, мне нравится: глаз горит у всех - и у наших музыкантов, и у приезжих, и у зрителей – это дорогого стоит, - признается заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин Пскова, художественный руководитель духового оркестра псковского детского дома «Геликон» Александр Роор. – Главный дирижер оркестра пригласил наших воспитанников на арфовый и перкуссионный концерт, за что мы ему благодарны. Он посещает музыкальные школы города, интересуется тем, как обстоит дело с обучением. Есть надежда, что такое внимание оживит почву, на которой растут местные музыканты. Я очень рад: от этой работы зависит музыкальное будущее Псковщины».

Кстати, в числе зрителей было немало юных псковичей. «На концерте было интересно, - поделилась впечатлениями четырехлетняя Аня. – Мне понравились картинки! И ударники в цветных рубашечках, особенно в красной!». Мама девочки Анастасия рассказывает, что рано начала приобщать дочь к филармоническим концертам. «Я – руководитель хореографического коллектива, - говорит она. – И счастлива, что сегодня нам удалось услышать «Кармен-сюиту» вживую. Это произведение – одно из моих любимых в исполнении Майи Плисецкой».

Шебуршалки, хрустелки и сопелки

После того, как отгремели аплодисменты юным музыкантам, на сцену вышли шестеро перкуссионистов: трое псковских и трое – артисты из Санкт-Петербурга. Они исполнили попурри из произведений Родиона Щедрина, удивив слушателей непривычным звучанием новых инструментов.

Оказалось, что в талантливых руках даже посуда может звучать как волшебная флейта. Артист оркестра Мариинского театра Владимир Маслов (как раз тот, кого отметила для себя маленькая Аня) под аккомпанемент арфистки Анастасии Михайловской исполнил «Аве Мариа» на бокалах.

«Перкуссионистом быть круто, - уверен Владимир. - Меня в первую очередь радует и прельщает разнообразие музыкальных инструментов. Наверное, если бы у меня был один только ксилофон или барабан, я бы с ума сошел. Несомненно, каждый из инструментов прекрасен, но когда их собирается целая палитра - это очень классно! Ударных такое огромное количество, что, мне кажется, за всю жизнь невозможно научиться играть на всех: в маленьких африканских племенах, Китае, Индонезии есть множество аутентичных инструментов – шебуршалок, хрустелок, трещоток и прочих сопелок. Кстати, Родион Константинович очень любит добавлять в партии ударных инструментов игру на пиле, гавкание, сирену, шаркание ногами. За счет этого обогащается палитра звучания».

Познакомились псковичи и с хангом – это перкуссионный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полусфер. Артист заслуженного коллектива России, академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской Филармонии им. Д. Д. Шостаковича Антон Назарко исполнил на нем композицию своего авторства.

«Надо привлекать детей к посещению музыкальных встреч, - считает музыкант. – Сегодня, я считаю, был исторический концерт для псковской филармонии: такое количество инструментов, специальные переложения, произведения и гости. Детям очень повезло, что они сегодня побывали на «Щедрин-сюите»: когда я был маленьким, тоже пришел на какой-то концерт. Моя мама-пианистка играла с барабанщиком, и я понял, что тоже хочу быть ударником».

Живая классика

Смысловым центром и кульминацией концерта стало исполнение музыкальных шедевров Родиона Щедрина. На сцену вышли артисты Псковского губернаторского симфонического оркестра и бессменная ведущая филармонических концертов Мария Громова, которая представила публике «Кармен-сюиту». Кстати, 2022 год - юбилейный для этого произведения. Композитор написал его для любимой жены, артистки балета Майи Плисецкой 55 лет назад – она блистала в этой сюите более 130 раз в Большом театре и более 200 раз исполнила ее по всему миру.

Музыка балета Родиона Щедрина представляет собой сюиту, составленную из отдельных номеров одноименной оперы Бизе, искусно приспособленных для оркестра без участия голоса. «Образ Кармен стал нарицательным благодаря музыке Жоржа Бизе. “Кармен” вне Бизе, всегда будет нести некоторое разочарование. Слишком прочно связана наша память с музыкальными образами бессмертной оперы», — говорил впоследствии Щедрин. Так к композитору пришла мысль о создании транскрипции. Этот почти забытый сегодня жанр музыкального искусства, когда-то был одним из самых распространенных.

Выбрав жанр, композитор продумал, какие инструменты симфонического оркестра убедительно компенсируют отсутствие человеческих голосов и ярче всего подчеркнут хореографичность музыки Бизе. В первом случае эту задачу могли решить лишь струнные инструменты, во втором — ударные. Так сложился состав оркестра.

Яркое, полное страсти и эмоций выступление не оставило псковичей равнодушными. Затаив дыхание, музыку слушал весь зал. С удовольствием восприняла публика и музыку к балету «Конек-горбунок». Под руководством Алексея Репникова оркестр, к которому присоединились приглашенные перкуссионисты, играл как единый организм – слаженно, уверенно. Этому способствовала серьезная подготовительная работа: псковские ударники ездили в трехдневную командировку в Санкт-Петербургскую консерваторию, где дополнительно занимались, осваивая новые умения и инструменты.

«Репертуар был непростой, - рассказывает артист оркестра Мариинского театра Григорий Журавлев. – Например, в «Кармен-сюите» есть ряд сложных моментов, которые надо заранее репетировать. Это касается и самого музыкального материала, и технических задач: должно быть продумано каждое перемещение, приготовлены палочки для инструментов, в том числе запасные. Мы должны знать, где что взять в определенный момент. Псковские музыканты произвели очень приятное впечатление: был виден их интерес. Такой репертуар исполняется не часто, поэтому было над чем поработать, что-то обсудить, изучить. Но мы заранее встречались, репетировали».

Приятные впечатления оставила музыкантам из «культурной столицы» и псковская публика. «Мы благодарны за зрительскую поддержку, - подчеркнул Григорий Журавлев. - Чувствовалось, что для аудитории такой концерт в новинку. Все очень внимательно следили за нашими передвижениями, мы ощутили искренний интерес».

Действительно, псковский зритель с восторгом принял необычный концерт: горожане трижды  вызывали музыкантов на бис.

«Это один из лучших концертов, - признается псковский музыкант Денис Ковальчук. – Было интересно посмотреть на работу перкуссионистов – обычно их не видно на фоне симфонического оркестра. Когда слушаешь музыку или смотришь видео выступлений, не очень понятно, какой звук как рождается, особенно в том, что касается перкуссии - там много разнообразных инструментов.  А здесь это было показано на первом плане. И, конечно, порадовала программа: Родион Щедрин - великолепный композитор, чувствуется, что это музыка 20 века. «Конек-горбунок» - хорошая имитация оркестра народных инструментов силами симфонического оркестра».

Серия филармонических встреч, посвященных одной группе инструментов, продолжится концертом медных духовых, которые оркестранты называют брасс-секцией. На авансцену выйдут труба, тромбон, валторна, туба, саксофон. Артисты, среди которых будут и псковичи, и приглашенные музыканты, исполнят сольные произведения, любимую всеми классику, в том числе оперную. Возможно, прозвучит джаз. Концерт запланирован на вторую половину января-февраль.

А пока горожане могут приобретать билеты на новогодний гала-концерт «Маска, маска, я вас знаю?», который пройдет в филармонии 28 и 29 декабря. Выступление музыкантов Псковского губернаторского симфонического оркестра при участии лауреата международных конкурсов Елизаветы Боковой (сопрано), солиста Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Александра Трофимова (тенор), заслуженной артистки Удмуртской республики, артистки балета Мариинского театра Елены Евсеевой и артиста балета Мариинского театра Алексея Тимофеева обещает стать яркой музыкальной страницей, закрывающей 


Наши партнеры