Абдоков Юрий Борисович

Юрий Абдоков

Юрий Борисович Абдоков (р. 1967) - один из ведущих современных композиторов, наставников и исследователей России. Профессор Научно-композиторского факультета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Академическое композиторское образование получил под руководством крупнейших отечественных музыкантов ХХ столетия – профессоров Бориса Чайковского и Николая Пейко в Российской Академии Музыки им. Гнесиных. Художественный руководитель Международной творческой мастерской «Terra Musica» (Россия – Германия – Италия), в рамках которой осуществлены многочисленные российские и мировые премьеры и записи композиторов европейского Ренессанса и барокко, первые мировые записи сочинений Н. Мясковского, Д. Шостаковича, В. Шебалина, М. Вайнберга, Н. Пейко, Б. Чайковского, Г. Галынина, Г. Свиридова, Г. Попова и др. Председатель Художественного совета «The Boris Tchaikovsky Sosiety». Один из самых популярных у студентов и востребованных в творческой педагогике профессоров. В Московской консерватории помимо индивидуального класса (сочинение, оркестровка) руководит легендарным курсом «История оркестровых стилей» у композиторов и оперно-симфонических дирижеров, а также созданными им курсами «Теория оркестрового письма» и «Анализ оркестровых партитур» у аспирантов. Параллельно с Московской консерваторией: заведующий кафедрой композиции Академии Хорового Искусства им. В.С. Попова (2000-2007); руководитель курса музыкальной драматургии и композиции балетмейстерской кафедры Ю.Н. Григоровича в МГАХ (1997 – 2014). Воспитал более 40 лауреатов Международных конкурсов, премий и фестивалей.

Крупнейший исследователь композиторской феноменологии, теории и практики оркестрового письма, истории оркестровых стилей и музыкально-хореографического искусства. Автор 100 научных трудов, включая монографии: «Музыкальная поэтика хореографии. Взгляд композитора»; «Поэтика оркестра; «Николай Пейко: Восполнивши тайну свою…» (Национальная премия – лучшая книга 2020 года); «Мир Бориса Чайковского»; «Моисей Вайнберг. Кантаты 1965 – 1966 гг.»; «Николай Мясковский: Жизнь как высвобождающееся призвание. Оркестровая поэтика» и др. Среди последних крупных сочинений: балет «Sombras ajenas» (Барселона, «Сorella Ballet»); Хоральная Постлюдия для альта с оркестром – «Памяти Рудольфа Баршая» (премьера – Konzerthaus Berlin) и др.

Народный артист России, Лауреат Государственных премий СССР и России К.С. Хачатурян о композиторе: ««С Юрием Борисовичем Абдоковым я познакомился на его дипломных экзаменах в Гнесинке, где был председателем госкомиссии. Его первая симфония оставила неизгладимый след в моей душе. Это было очень яркое впечатление, может быть, самое яркое за все годы моего председательства на многих выпускных экзаменах у нас в стране и за рубежом. В его сочинениях не было ничего ученического. У него был свой мир, свое чувство музыки, глубокое и неслучайное… Я очень высоко ценю и люблю музыку Абдокова: яркую, своеобычную, пронзительно чистую… В 1996 году по моей инициативе Ю.Б. Абдокова пригласили преподавать в Московскую консерваторию. Я никогда не пожалею об этом. Еще Н. Пейко и Б. Чайковский горячо рекомендовали мне своего лучшего ученика. Понимаете, ему, – довольно молодому еще человеку – удалось продолжить эту нашу великую традицию в композиторской педагогике. Ведь не только музыкант потрясающий, но эрудирован колоссально, и к тому же честен, чист… Уже за первые десять с лишним лет преподавания в Консерватории Ю. Абдоков вырос в одного из самых авторитетных, востребованных и любимых студентами педагогов… Многие годы я видел и его работу в качестве заведующего кафедрой композиции в Хоровой академии. Концерты его композиторского класса – это достояние нашей культуры, а сам класс – сильнейший в стране. Я ответственно заявляю, что сегодня это выдающийся наставник современной композиторской молодежи, продолжающий традиции Мясковского, Месснера, Шебалина, Пейко, Б. Чайковского. Он удивительно умеет инициировать творческую активность композиторов, дирижеров, разбудить фантазию учеников, не делая их рабами общепринятых схем…

Вот уже многие годы мы трудимся в консерватории в соседних аудиториях. В его классе всегда аншлаг, – и это при большой его строгости не только к делам ремесленным, но и ко всему, что определяет духовный образ ученика, его гуманитарную культуру… Со мной делятся впечатлениями ученики об индивидуальных уроках и особенно о лекциях Ю.Б. Абдокова по «Истории оркестровых стилей». И это восторженные впечатления. На эти лекции приходят студенты из других вузов, городов, стран. Молодежь не обманешь: ей нужны новые идеи, настоящая школа и все это они получают. Мне говорили, что нередко эти лекции заканчиваются аплодисментами. Давно такого не было! Признаюсь, и мне на девятом десятке жизни было очень интересно слушать лекции Абдокова.

Недавно вместе с моим другом, знаменитым балетмейстером Юрием Григоровичем мы рецензировали новую книгу Ю. Абдокова, посвященную пластической интерпретации музыки в хореографическом искусстве. Ничего подобного у нас,  да и на Западе еще не бывало… Выдающийся  труд, за который балетные люди должны быть очень признательны этому человеку. Мне стало понятно, почему к серьезнейшему музыканту так стремятся попасть не только молодые композиторы и дирижеры, но и самые талантливые начинающие хореографы. Я не встречал за всю свою жизнь (тесно связанную с балетным миром) ни одного музыканта, который бы настолько досконально знал не только историю и теорию этого сложного искусства, но так тонко и глубоко понимал возможности расширения хореографического языка в синтезе с музыкой. Именно это, вместе с фантастической гуманитарной эрудицией Ю. Абдокова и привлекает к нему молодых хореографов в разных странах, считающих его своим учителем не только в музыке, но и в хореографии. Когда-то другой мой великий соратник по искусству Касьян Голейзовский говорил мне, что поэт, живописец и, тем более, композитор – вот где подлинная школа для хореографа. Я видел работы учеников Абдокова и понял, что Голейзовский был совершенно прав…

Я давно заметил, что в хорошем смысле заразительными для учеников Абдокова стали его основные свойства – имею в виду в равной степени свойства музыки и натуры – благородство тона, аристократизм… Да, он умеет воспитывать не только музыкантов экстра-класса, но и аристократов в музыке. Это исключительно порядочный человек с совершенно несгибаемыми профессиональными и этическими принципами. Как и его великий учитель Борис Чайковский, которого я очень хорошо знал и любил, Юрий Абдоков – человек-кремень во всем, что касается вопросов чести, профессиональной и шире – человеческой морали.  Считаю Юрия Абдокова не только великолепным музыкантом и педагогом, но прекрасным, искренним человеком светлого строя с рыцарским отношением к искусству. Это очень редкий и очень ценный дар...



Наши партнеры